Отчет Игоря Данилова о гонке Red Bull Ragnarok 2016
Трек гонки нескольких участников в сравнении можно посмотреть здесь:
о Соревнованиях:
Red Bull Ragnarok это гонка по горам на кайтах — на выживание(выносливость). По генеральному курсу дистанция составила 20 км. Задача- проехать 5 кругов. Кто первый- тот победил. Марафон один. Может быть проведен в один из двух дней, заранее заявленных для проведения (1или 2 апреля). Мы поселились на паркинге, напротив гостиницы. В условиях жесткой экономии, продукты и вода были привезены ссобой.
Гонка длится 5 часов. После 5 часов финиш закрывается.
В этом году соревнования проводятся уже шестой раз. Организаторами был заявлен максимум 350 участников; Все места, по заверениям организаторов, на сайте, забронированы уже за пол года.
Фактически, на дистанцию вышло 333 участника.
Правил, фактически нет.
От организаторов есть только краткий список- тайминга; когда забирает и возвращает автобус, и обязательные правила безопасности- ответственность за себя, за выбор размера кайта и безопасность.
Организация регистрации 333 человек была обычной. Шатер, в нём очередь, на стойке девочки с компьютером, рядом стол с майками.
При регистрации выдают Чип, который надо надеть на ногу. Он будет показывать прохождение дистанции. (на дистанции ворота, под которыми закопана электроника, фиксирующая проносящиеся над ней чипы.) так же дали бафф и маленький полиэтиленовый пакет для жидкости.
По правилам, указанным на сайте организаторов, все участники должны явиться и зарегистрироваться накануне до 19 00. Но по факту, регистрация продлилась и на утро гоночного дня. - Люди могли дорегистрироваться.
Брифинг прошел в том же теплом шатре размером 25 x10 м, который объединен с гостиницей.
На проекторе показали схему дистанции с 6 точками и стартом. (которая держалась в секрете до брифинга) GPS координаты дали только одной точки- старта.
Так же на брифинге обязали парковать кайты только в эллинге(слева снаветра от стартовой и финишной линий.) Помощь спортсменам разрешается только в эллинге. Там же (И ТОЛЬКО ТАМ) можно менять кайты.
Стартовая процедура: 15 мин- красный флаг, 5 минут — желтый, 0 мин — зеленый.
В горах узкая дорога и нет нормальной парковки для машин.
Чтобы получить схему дистанции и рассмотреть её, надо сесть в автобус, который везет от Хаугастёль(гостиница) до места старта в горах на плато.
Мы с Никитой разделились. Я в машине с Юлей и матчастью, а Ник на автобусе- получать карту.
Конечно, велик соблазн встать на машине у места проведения- там Юля могла бы из теплой машины поснимать ивент.
Но на паркинге уже работали девочки Ред бул(которые были на регистрации. )- прогоняли авто, для автобуса.
Мы промчали мимо, развернулись и я въехал в противоположную обочину. (Залёг на пузо)
Однако, Мадам, собрала пару тройку норгов, и меня выталкали. Хотя я и надеялся на то, что не вынут... Молодцы.
Мы проехали дальше и воткнулись в обочину (сугроб 50 см рядом с сугробом 3м) на 300 м от основного паркинга.
Конечно, на месте ивента дико и пусто. Туалетов нет.
С туалетом пришлось импровизировать. Совесть ничто, когда решается судьба гонки)- тем более, опыт уже есть[)))
Взял несколько энергетических батончиков, растырив их по карманам куртки и штанов(в штаны зря кидал, на дистанции всё равно не вспомнил про те, что были в кармане штанов. )
Так же за пазухой поилка, которую дали орги.
Для навигации на руке GPS Garmin Epix с датчиком пульса.
(заряда 59 % хватило ровно на 6 часов гонки при t=-3°C)
Это устройство я испытываю весь зимний сезон. По опыту- очень хорошо подходит для кайтинга.
На гонку я взял свою старую доску Nobile 2000. Т.К. Ещё на кануне понимал, что гонка будет по скалам местами.
Ветер в момент старта был 0-3 м/c, и все взяли свои самые большие площади.
Ехал на VX 17 2011 года выпуска, на котором я проехал все старты прошедших годов.
Так же, были Никитины кайты GVX 8, GVX PRO 11 (для Никиты) и OZONE EDGE 10 и 13, которые Ник любезно одолжил мне на гонку. Все эти кайты продаются в моём интернет магазине.
Мы разложили аккуратно все кайты на случай усиления ветра во время гонки.
Все это время Юля охраняла любые разматываемые планки, лежащие и присыпанные кайты. А во время гонки дежурила, чтобы принять/посадить любого из нас(и накормить/поить).
Стартовая линия была примерно длинной 500 м и находилась в долине между горами на воде замерзшего озера Laegreid vatne.
Старт в галфвинд. На следующий знак в 4 км примерно, за первой горой.
Я предусмотрительно занял место на старте с кайтом в зените, у верхней вешки. (мой кайт - голубо белый)
По правилам не запрещено. Значит встал.
Тут же ко мне приехали старые друзья из Norvegian Express на двух Flysurfer Sonic 18, Томас и Клемет.
Один встал с наветра, другой с подветра.
Порывистый ветер, напряженное ожидание старта, риск, и огромная опасность напортачить, напоминали дуэль шерифа и разбойника на диком западе(либо ты, либо тебя)
Я оттормаживал VX, который, с частотой в 30 секунд вылетал за голову.
Ребята из норвегии имели гораздо большие амплитуды колебания кайтов в ветровом окне- почти от горизонта, до 20 градусов за голову.
И нижний норг, с нежностью водрузил своего соника на уже лежавшие ряды кайтов с подветра.
Мы с верхним норгом продолжали нашу молчаливую дуэль. Его кайт то и дело наваливался своей задней кромкой на моих управляющих стропах. Либо улетал вверх. (расстояние между нами 5 м.)
Всё это сопровождается регулярными замесами Слева и !СПРАВА))! От стартововой линии))
Кайты цепляют другие кайты, со свистом кайтлупят. В общем месиво.
Но мы с Томасом Мужественно держим калитку. Отгоняем тех, кто пытается вклиниться, мягко но уверенно показывая, что уже некуда(это факт)())))
На расстоянии 100м слева(сзади) Никита тоже в зените. Между нами за 1 мин до старта падают закайтлупившие 5 кайтов. Никита чудом уходит от замеса(опыт) сподветра огибая всю вакханалию из балонов и фойлов..
Светит солнышко. Толпа кайтов... КРАСОТА!
Старт открыт. Клемет и Томас (как и все остальные лыжники) уходят со стартовой коньком.
Я не могу махнуть(полностью зажат другими, еле едущими кайтами) Меня не тянет. (на фото-голубой кайт-я а слева белый с черным ухом- Никита);
За это время справа и слева падают такие же бедолаги, которые образуют барьер 30 м вниз по ветру с двух сторон. В этот момент у меня появляется мгновение махнуть кайтом, поехал.
Ухожу фордаком через лево, протискиваю доску между двумя лежащими кайтами. Стартанули..
На первый знак я ехал где то после 20 человек.
Никита уже впереди.
Так же я видел одного участника — сноубордиста на Diablo, трех на 18 Сониках, и несколько бордеров на R1.
Особенно интересно смотрелся белый немецкий кайт LYRA Radikal
— прототип, на котором приехали кататься пара немцов. Но он/прокладка, в этот раз не очень выступили.
Все едем, на бугре кому- то приходится делать оверштаг и контр галс, чтобы не уехать за бугор, где совсем нет ветра.
Скажу сразу, что ехать в гору, уклон которой подветренный, можно, но только в слив.
И если не вырезаешься за один галс, то надо делать контр галс.
На данном контр галсе, едешь вниз по уклону. Сцепления с дорогой нет, тк нет угла закантовки. Поэтому контр галс получается ДИКО медленный. А угол лавировки — вообще ни о чем)
Свой лавировочный угол при каждых ветровых условиях можно узнать только методом тыка.
- если не вырезался- потерял кучу времени. (что я регулярно и делал на первых двух кругах).
Местами попадаются четко торчащие из снега скалы. Местами — островки мха- которые получается определить четко только за 3 метра. Есть уклоны, за которыми не видно, есть ли скалы, и что вообще там-
Первый подьём на гору Kraekjahaee, и тут вижу меж двух пляжных флагов red bull синюю полосу на снегу.
Вот только полоса почти перпендикулярна направлению ветра. Кайтерам в неё просачиваться- только по одному. Флаг подветренный за стропы норовит зацепиться. И это сопровождается едущими на левом — контр галсе кайтерами, которые не вырезались на синюю линию.
Едем на второй знак: высота 2000 м. Надо спуститься метров на 400. Мы на высокой горе- хребте. Немного не по прямой, иначе свалимся в долину, где не дует. Закладывает уши и разгружает между кайтом и уходящим вниз склоном. Кайт не даёт нормально разогнаться.
Потом долина. И дальше мы уже опять намахиваем по склону.
Действо намахивания действительно страшное и драматичное одновременно.
Я занял на склоне холма Vesle Gronenuten,на котором стоит знак номер 2 — положение справа, когда мне надо ехать четко фордевинд. Там было меньше всего кайтеров. И кайтлупил. Одновременно доску кантовал в сторону кайта( иначе я откатывался назад, пока кайт летел вверх)- немного понимания искусства намахивания, пришло ко мне кругу на втором осознанно. А пока- я просто выживал. Крутился... вертелся, пыхтел-потел.
Чем выше мы поднимались, тем больше было мест, где ветром с камней сдуло снег.
Перед третьим знаком из камней образовался некий лабиринт, по которому можно было просочиться в ворота несколькими вариантами.
Проскакивали кто наглее.
Во время кайтлупов мне постоянно приходилось буквально «срывать» кайт за задние стропы, чтобы не влететь в наветренных кайтеров. А ребята, которые были с наветра, то заканчивали свои кайтлупы. И я, из за срыва в кайтлупе, уже не сподветра был, а на равне, или снаветра.
В этой ситуации, «Хамьё» - продолжало хамить и ещё ожесточённее кайтлупить. Короче злит меня эта ситуация.
Балонники(в основном круговые) — вообще так быстро и безбашенно кайтлупили, что наши с ними кайты то и дело сталкивались; А ведь чем меньше кайт, тем быстрее он в кайтлупе.
И вот ситуация. Я еду, делая своей 17 кой некие кайтлупы. У меня курс — правый галс.
Сзади (снаветра) кайтлупит с остервенением дурик европейский на 12-13 м надувной кабрине.
Перестаю кайтлупить. Еду, машу кайтом.
И «Хам» кайтлупит снаветра. Его 13 ка описывает спираль над моей головой, и влетает своим лбом в лоб моей 17 ки, летящей вверх по синусоиде. Конечно, в отсутствие ветра, для VX это очевидное запутывание. С необходимостью распутывать бабочку на куполе вручную.(НА ХАЙВЕЕ едущего стада)
Короче, выбешивала эта история. На ней я потерял в общей сложности 30 минут наверно. Она повторялась несколько раз.
Едем на знак №3. Это галфвинд, левого галса знак находится по другую сторону озера и долины, в которой был старт. На противовположной вершинке- наветренной кромке хребта Laegereidstolen.
Все дружно заезжаем в штилевое пятно в этой долине.
Грубер, будущий победитель, убегает коньком в гору, неся свой кайт в верху.
Я вижу своего ближайшего соперника -бордера. Он снимает доску и начинает ломиться пешком по сугробу.
Кайт волочется обезветренным бреднем позади.
Делаю то же самое.
По ходу, закусывая батончиками чай в поилке.
Распахиваю куртку. Но безрезультатно, на груди гоночная майка.
Снял перчатки, шлем, капюшон флиски. Вентиляции штанов. Короче иду.
Пешком дошел 300 м до лежавшего рядом Никиты.
Тот сидит и пьёт. (по моему)
Мы продолжаем идти.
Норги обгоняют на скитурах с кайтами в санях(откуда?)(видимо такие рюкзаки), а по пути ещё болтают.
Весело. Но за тучи заходит солнце. Начинает поддувать.
Никита всё ещё лежит.
Я уже в мыле. Сугроб глубок. Жесткие, горнолыжно-карвинго- вельветовые боты проваливаются в трехметровый наст.
Когда совсем уже устал, увидел, ник подзапустил 15шку GVX PRO и машет, сидя на месте.
Пока разворачивался, и разворачивал очередную конфету на кайте, ник уже поехал на гору; ДУНУЛО.
Не обогнал. Но обогнал потом.
Я, странным образом нашел настройку, в которой VX летал чуть быстрее. И после этого, 3го знака, спустившись с первой горы, между скал, взабрался на следующий хребет, к четвертому знаку, огибая камни. Ветра по- прежнему мало.
На четвертом знаке судья сказал, что я очень хорошо еду: второй среди сноубордистов!
Приятные новости, с одной стороны. С другой стороны, во всём пилотоне, который я видел, я не видел этого одного бордера. Не уже ли он так далеко???
С горы пятого знака путь лежит обратно через стартовое озеро на ветер чётко — на пятый знак. Он же будет финишем.
Спуск, заезд в долину. Потеря кайта без ветра. Растравил все триммера и в увалку, еле еле спускаюсь к воротам №5;
Но больше всего меня вынесло положение вещей на «ПЯТОЙ ТОЧКЕ» -
Синяя линия — прочерчена четко поперек направления ветра(даже с перекосом на левый галс).
Заходим на неё, естественно, правым галсом.
НО! С правой стороны ворот, стоит линия — четко вниз по ветру, из флагов.
Т.Е., когода ты подьезжаешь в лавировку к 10 метровой линии, тебе надо ещё и протиснуться между флагов, без ветра! В лавировку, КАРЛ!
Я кричу организаторам убрать флаги.
Ответ «НЕ МОЖЕМ» - тогда я говорю, что, конечно понимаю, что спонсоры- важная часть ивента, но в данном случае, флаги реально мешают ходу гонки!
И прошу их, хотябы вынести флаги НА ВЕТЕР. Тогда они не будут мешаться.
По ходу, на эту просьбу ответа «нет» не последовало.
Но ЭТО ещё не конец.
Сразу за линией стоит палатка RED BULL- стоит с наветра.
ИТАК, продевшись в рассческу из флагов, лыжники, коньком обходят, стоящую за линией, палатку, размером метров 15 в диаметре, В которой куча ред булла, и за ней ещё стоят генераторы, и передающая учётная аппаратура(СПРАВА)
Понимаю, что с этим надо что то делать.
Мимо меня, не останавливаясь пролетают лыжники коньком.
Ещё один брдер отцепляет одну ногу, и, толкаясь ей, обходит меня с наветра.
Конечно, мне предлагают банку холодного Ред булла. Но мне не до неё.
Сразу после огибания палатки,кайт падает. И тут я становлюсь свидетелем очередного нарушения правил, которые были ВСЕМ зачитаны на собрании:
к моему куполу подбегает дама Red Bull и пытается помочь.
Я кричу ей, что это- запрещено!
На собрании сказали, что любая помощь участникам из вне, может быть оказана только в зоне эллинга.
Вроде бы, после пяти предложений, мой кайт она оставила в покое, побежала помогать моим соперникам?!
Я подошел и распутал купол.
Но отъехать на кайте от ворот далеко не получилось.
Просто нет ветра вообще.
Как я потом понял, это действует так долина, которая скрыта за холмом.
И самый выгодный курс был, после прохождения ворот, не ломиться на первый знак, а вернуться на противоположный холм, где 4 й знак. И над долиной проехать на кайте.
Но ветра уже нет и все идут.
Я тоже, опять разгерметезировался. Чапаю в своих пластиковых ботах по фирну.
Впереди противоположная стенка чаши долины.
Никита за время моего прохождения ворот, уже меня обогнал, и опять сидит, на этот раз пьёт ред бул, и ждет ветра.
Я опять пытаюсь что то нагнать, но ветер появляется четко в момент, когда я зашел за первый контр уклон. Вариантов идти назад нет. Надо подняться на небольшую высоту, там запуститься.
Соседние кайты уже полетели. А я всё ещё упираюсь в гору.
Естественно на этом манёвре теряю. Но запустился и через время поехал.
Дело в том, что, когда решаешь идти, ты не знаешь, долго ли продлится безветрие, а ведь запуск из походного положения тоже занимает время.
После второго возобновления гонки, я даже не надел капюшон флиски под шлем. ЭТО ХОЛОДНО
Начинается мелкий снежок и усиление ветра. Я трачу время уже после первого знака на надевание капюшона и утепление. Соперники уехали далеко вперед.
Но по дороге со 2го на 3 й знак я опять вижу Никиту. Кайт лежит, Никита его распутывает.
В долине опять нет ветра. Передо мной кладет свой соник 18, связанный со мной бордер, который шел четко впереди с наветра.
Просто останавливается и опускает кайт шлагбаумом передо мной в 5 метрах.
Мне приходится выбрасывать купол в противофазу, чтобы не въехать в оппонента.
На этом фокусе, кайт делает отличный пируэт, выворачивается дважды на изнанку, в разных направлениях(правое и левое ушки), и, вылетев в край окна, нежно снижается в 10 метрах от меня.
Пока распутывал, все, кто ещё был рядом, уехали.
Пролетел Никита.
Дальше, не удивительно, усталость нарастала.
Я на втором круге опять повалял кайт прилично у ворот «ПЯТОЙ ТОЧКИ» - там ко мне, на этот раз подбежал ещё один судья, который четко мне сказал, что, хоть на собрании было запрещено помогать всем вне эллинга, помощь у ПЯТОЙ ТОЧКИ — разрешена.
Ну с третьего раза я сдался, и разрешил расправить уши моего VX.
Очередные замесы на начале 3го круга я уже не мог запомнить. Как и вся остальная гонка была для меня уже выживанием. Я уже не искал справедливости и радовался только одному, ветер усиливается, а значит, ходить больше не придётся.
Слишком много сил ушло на пешие прогулки и распутывания кайта.
А ещё нервов на отмороженное поведение некоторых участников на дистанции.
Но к третьему кругу я шел уже 8м или 10м...
Шансов у меня выйти в лидеры уже не было.
Методично работал, дышал, ел снег.
На четвертом кругу я обогнал парня на R1, который, упав на холме(в молоке) на уклоне, перерезал стропу управления на кайте, и завязывал.
Оказалось, что это был Питер Мортель, и он на пятом кругу, Человек, который выиграл Ред Булл Рагнарек. - спортсмен из Канады. Он уже второй раз участвует.
Итог- перед третьим знаком я таки обогнал пару бордеров и вышел на 8 е место. Хотя, участники, которые меня обогнали в завалах на втором кругу, уже были почти круговыми для меня.
Финишировал со временем 4:52 и без желания продолжать гонку и идти на пятый круг.
Никита проехал 4 круга за 4:19, и мог бы продолжить, уйти на пятый круг, тк его круг занимал всего 40 минут. Но не поехал, увидев финишные шашечки на створе.
Bizzotto Davide, правда, тоже их увидел, но поехал, и сделал пятый круг.
Ему засчитали круг со временем 5:08
В призах мы с Никитой не увидели ни одного денежного.
Только победители получили по камере GARMIN VIRB XE.
Вечером был прекрасный ужин и награждение.
Натерпевшись приключений на парковке при проживании, мы решили не спать здесь, а в ночь поехать в Осло, и дальше в Стокгольм.
О нашей дороге и жизни автономно на паркинге перед отелем при ночных температурах до -11 градусов я напишу отдельно.
Скажу кратко, что по дороге были — чудесное успевание в паром туда,
прогон с паркинга у отеля, лишение электрокабеля, который на день мы забыли убрать, а на обратном пути,
Осло, и сбитый на трассе олень. На бензине и паромах туда и обратно потрачено 55 тысяч рублей. Приехали в Москву, мой дизель задымил. Сегодня еду на ТО